Таинство Соборования

 

Это таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они "многих больных мазали маслом и исцеляли". 

Особенно подробно говорит об этом таинстве апостол Иаков: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему." 

О принимающем елеосвящение сказано:"И воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему". Из этих слов ясно открывается, что плоды этого таинства - восстановление сип больного и отпущение ему грехов. 

Освященный благодатью елей сообщает больному силу бороться с болезнью, менее чувствовать страдания телесные, и сохранять покой души. Вот почему с верой и благоговением принимающие елеосвящение больные, даже и тогда, когда состояние их безнадежно, чувствуют некоторое успокоение в душе и облегчение телесное. 

Исцеление от болезни, возвращение к жизни умирающего человека еще нельзя назвать необходимым и безусловным следствием таинства елеосвящения. Закон смерти телесной есть общий жребий всех людей; последний враг наш - смерть - еще не упразднен. 

Кто желает в болезни получить помощь от духовного врачевства, тот должен прежде укрепить в себе веру в предлагаемую благодатью помощь, и потом "да просит верою, ничтоже сумняшеся". Поэтому елеосвящение может не принести пользы болящему из-за неверия и недостоинства его, подобно, как "недостоин ядый и пияй" тело и кровь Христовы "суд себе яст и пиет". Вместе с сим, необходимо требуется, чтобы дух веры и молитвы одушевлял и пресвитеров, призванных к совершению елеосвящения. Ибо как, с одной стороны, "много может молитва праведного" усердная, так, с другой - недостаток веры и небрежность в молитве совершителей хотя и не уничтожает силы таинства, однако составляет лишение помощи, каковую от их веры могла бы получить вера приемлющего таинства. 

При всем том надлежит помнить, что от воли Божией зависит как живить умирающих или даже умерших, так и мертвить тех, которым суждено более не жить. 

Благодать во всяком случае действует через освященный елей на болящее тело, но действие это обнаруживается по смотрению Божию не во всех одинаково; в одном елеопомазуемом оно сопровождается постепенным и совершенным избавлением от болезни; другому подается только временное облегчение от нее или даже только возбуждение сил к благодушному перенесению ее. 

Восстановляя силы больного, благодать Божия через таинство елеосвящения дарует отпущение грехов, ему: "и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему". 

Здесь нужно обратить внимание на то, что не все нравственные причины болезни бывают ясны для больного, напротив, многие из них скрываются от суда совести его. Святой Златоуст, рассуждая о зависимости болезней телесных от грехов, говорит: "Некоторые бывают и от беспечности; чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни". Между этими пороками большая существует разность и в том отношении, как они действуют на совесть больного. Пресыщение и нетрезвость так ощутительно и быстро разрушают здоровье телесное, что сам больной не может не видеть вредных следствий невоздержания, и потому скорее может прийти к сознанию сего вреда. Но праздность, служа матерью пороков, для многих кажется невинным бездействием и, бывая тонкой причиной недугов телесных, оставляет в усыплении совесть страждущего, который недоумевает, от чего бы могла приключиться ему болезнь. Известно также и из опыта и из священного Писания, что "унылый дух сушит кости"; но все ли дошедшие от сего до изнеможения, знали, что уныние есть грех, который надлежало бы очистить покаянием? 

Не удивительно поэтому, что иной долговременно болящий, хотя и нередко открывает совесть свою на исповеди, но продолжает безмолвствовать о сокровенных и греховных причинах недуга своего, или совсем не зная их, или считая их безгрешными. Эти и подобные грехи, покрытые сами мраком неведения, и однако тем не менее омрачающие душу больного, очищаются таинством елеосвящения. А когда глубже вникнем в положение страждущего человека, то, быть может, откроются и другие немощи в душе его, для врачевания которых потребна сила этого таинства. 

Отсюда уже открывается и то, чем различается елеосвящение от таинства покаяния, хотя почти те же самые слова молитвенные читаются и в чине исповеди, и кающемуся обещается тот же благодатный плод - отпущение грехов. В покаянии оставляются те грехи, которые кающийся сам исповедует; елеосвящаемому отпускаются те греховные действия и состояния души, котopые, быть может, никогда не были очищены исповедью, по забвению, но не по желанию их утаить. 

Елеосвящение, в отношении к отпущению грехов, может быть названо таинством дополнительным, которым "восполняется действие предшествующего таинства, то есть покаяния", так что "отпущение грехов через таинство елеосвящения есть не что иное, как восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей eго полноте". 
Учение свое о благодатных плодах елеосвящения Православная Церковь вкратце излагает так: "Плоды сего таинства суть прощение грехов или спасение души и здравие тела. Хотя тело и не всегда получает исцеление, но прощение грехов всегда даруется душе кающегося".


2. Чин елеосвящения

Чин елеосвящения в православной Церкви имеет следующий состав: в него входят умилительный канон, объясняющий силу таинства, и тропари, потом семь чтений из Апостола, семь из Евангелий, и семь молитв. Но здесь, естественно, представляется вопрос: в каком именно молитвенном действии сосредотачивается сила таинства? - Сила таинства существенно выражается в той молитве, которую каждый раз произносит священник, когда помазует больного елеем. Она читается так: "Отче святый, врачу душ и телес, пославый Единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего от обдержащие его телесные немощи, и оживотвори благодатию Христа Твоего..." 

В то время, как пресвитером произносится молитва "Отче Святый", выражающая силу таинства, рука его крестообразно помазует елеем болящего, - на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и с обеих сторон на руках. 

К елею, предназначенному для елеосвящения, святая Церковь впоследствии установила присоединять часть вина. В сем установлении принят в основание пример Самарянина, который на тело избиенного разбойниками возливал масло и вино. 
Помазание больного освященным елеем совершается в течение священнодействия не однажды, а семикратно. 

Самый чин елеосвящения благоприятствует тому, чтобы к одру болящего призываемы были семь пресвитеров: в чинопоследование сие входят семь чтений Евангельских и Апостольских, семь молитв и семикратное помазание больного елеем. Поскольку не всегда и не везде можно собрать к больному семь пресвитеров, то православная Церковь, не желая, чтобы кто лишен был сего таинства, почитает дозволительным совершать его не только трем или двум, но и одному пресвитеру, под условием, чтобы один, если нет более, выполнил все, положенное по чину для семи. 

В российской Церкви положено преподавать таинство елеосвящения больным без различия степеней болезни. Для здоровых же не дозволяется совершать оное. Не совершается таинство и над уже соборованным болящим, пока он находится в одной и той же болезни.