Свято-Пафнутьев Боровский Монастырь
Основан в 1444 году игуменом Покровского монастыря в селе Высоком, преп. Пафнутием Боровским, который после тяжелой болезни ушел из Покровского монастыря и поселился на другом берегу Протвы, а затем в 1448 году построил тут деревянную церковь.
В 1467 году была воздвигнута каменная церковь Рождества Богородицы [1], которую расписывали некие Митрофан и Дионисий. Оказалось, что это было началом великой карьеры Дионисия: в 1480 году монастырь посетил Иван Третий, который, увидев фрески, распорядился отправить автора в Москву, где тому было поручено изготовить иконостас Успенского Собора Московского Кремля.
Преп. Пафнутий умер в 1477 году, и следующим игуменом стал прп. Иосиф Волоцкий. Монастырь, правда, ему пришлось вскоре покинуть, так как монахи оказались недовольны его методами управления.
В XVI-XVII веках ведется строительство каменной ограды монастыря: крепостной стены и башен.
В 1584–1586 гг. Белокаменный собор Рождества Богородицы «из-за малости» разбирается. По велению царя Федора Ивановича строится новый кирпичный храм. Строительством занимается Борис Годунов. На богомолье в монастырь приезжает царь Федор Иоаннович.
В 1610 году войска Лжедмитрия Второго разграбили монастырь. Погибло 12 тысяч воинов и укрывавшихся в монастыре людей. Расхищены все сокровища, сожжены постройки.
Пафнутьев-Боровский Монастырь, Святые врата
В 1630 г. монастырь посещает патриарх Московский и Всея Руси Филарет, отец царя Михаила Федоровича Романова. Даны большие дары, монастырь восстанавливается.
С 1620 по примерно 1640 г. строится церковь преподобного Пафнутия, расписывается собор Рождества Богородицы (1644).
В 1666 г. в монастырь дважды ссылают протопопа Аввакума. Первая ссылка в марте длится 10 недель. Вторая — в сентябре — длится до 30 апреля 1667 года.
В 1670 г. построена церковь Ильи Пророка с больничными палатами.
В 1691 г. вместо шатровой звонницы в монастыре построена высокая колокольня.
В 1760 г. в монастыре построена церковь во имя святителя Митрофана.
В 1776 г. в монастыре открывается семинария для обучения российскому и латинскому письму детей священнослужителей Боровского, Малоярославецкого, Медынского и Тарусского уездов.
В 1812 г. Наполеон, покидая Москву, заходит в Боровск. Монастырь разграблен. Сожжен третий этаж юго-восточных братских келий.
В 1822 г. обитель обновлена и вновь отстроена.
В 1837 г. на новом месте бывшей ветхой паперти собора Рождества Богородицы строится кирпичная трапезная.
В 1919 г. специальная комиссия из Москвы производит осмотр монастыря, устанавливает его художественные и исторические ценности, составляет их опись. В марте 1922 г. в монастыре производится изъятие ценностей в фонд помощи голодающим Поволжья, сопровождающееся волнениями верующих.
В мае 1922 постановлением Президиума Калужского губисполкома монастырь закрывается и превращается в историко-художественный музей. На базе монастырского хозяйства монахи создают сельхозкоммуну.
В 1923 г. монастырская сельхозкоммуна ликвидируется. На территории монастыря размещаются различные организации, в том числе Боровская индустриально-ремесленная школа.
В 1935 г. на территории монастыря создается Боровская школа механизации сельского хозяйства. Строится учебный корпус.
В 1941 г. школа эвакуируется. В монастыре размещаются части немецкой армии [2].
В январе 1942 г. освобождают Боровск, и район. Школа механизации возобновляет свою деятельность, в 1945 г. школа механизации реорганизована в школу инструкторов производственного обучения. В 1953 г. на базе школы инструкторов производственного обучения создается Центральный институт усовершенствования и переподготовки кадров училищ механизации сельского хозяйства. На территории бывшего монастырского хозяйства строится ряд учебных корпусов, нефтебаза, гаражи, мастерские.
В 1954 г. рушится главный купол собора Рождества Богородицы.
В 1955 г. начались научно-исследовательские и проектные работы по реставрации монастырских зданий.
В 1956 г. Институт усовершенствования переводят в Орехово-Зуево. В монастыре создается училище механизации. В 1960 г. на территории монастыря создается прорабский участок по реставрации памятника архитектуры. В 1962 г. в монастырь переводят Боровский сельхоз-техникум с очным и заочным отделениями. Училище механизации в 1963 году переводится в Угодский Завод.
В 1968 г. на общественных началах в монастыре создается историко-архивный и краеведческий музей. В 1984 г. в монастыре открывается музей декоративно-прикладного искусства на общественных началах В 1987 г. на базе общественных музеев создается Государственный музей — филиал Калужского областного краеведческого музея.
В 1990 г. исполком Калужского облсовета принимает решение о передаче монастыря Калужской епархии.
В 1991 г. монастырь становится вновь действующим. Освящается церковь Ильи Пророка с больничными палатами. Отмечается день памяти Пафнутия.
В 1992 г. из монастыря переводится техникум механизации сельского хозяйства. Освящается церковь Митрофана.
В 1995–1996 гг. церкви монастыря значительно пополнились святыми иконами и убранством. Возведена главка над церковью Рождества Христова.
В 1997–1998 гг. в трапезной Рождества Богородицы оборудуется и освящается Придел Преподобного Пафнутия.
Архитектура монастыря
В центре композиции монастыря — пятиглавый Собор Рождества Богородицы (прибл. 1580-е годы). Он строился под личным покровительством Федора Иоанновича, который потом дважды приезжал в монастырь. Главки на соборе не в виде луковок, а шлемовидные, как строили еще до монгольского нашествия, и это усугубляет ощущение того, что вы находитесь в крепости. Собор был расписан в 1644 году, часть фресок сохранилась. К собору пристроен придел великомученицы Ирины (1651).
Собор, однако, не является самым старым зданием монастыря. Здание, содержащее трапезную (построенную по тому же типу, что и Грановитая Палата Московского Кремля) и Христорождественскую церковь, было возведено в 1511 году. К нему пристроена пятиярусная колокольня с желтым верхом (вторая половина XVII века). Колокольня построена в стиле "восьмерик на четверике", то есть восьмигранная призма, поставленная на квадратную, но при этом взаимная ориентация восьмерика и четверика не совсем обычная. Снаружи колокольня украшена изразцами работы Степана Полубеса, самого знаменитого мастера этого вида искусства. Все колокола погибли при закрытии монастыря, за исключением одного, оказавшегося в музее в Коломне, а 16 висящих сейчас на колокольне колоколов были отлиты в Москве в 1992 году.
В монастыре имеются также одноэтажная одноглавая церковь Ильи Пророка, соединенная в одно здание с больничными палатами (1670), а также Митрофаниевская церковь (1760) в стиле барокко, с покрашенными в розовый цвет стенами, пристроенные к ней настоятельские палаты (середина XVII века), юго-восточные братские кельи (XVII век), западные братские кельи (начало XVII века), а также погребной корпус, северная часть которого была, вероятно, построена в XVI веке, а южная — много позже.
Стены вокруг монастыря содержат шесть башен. Через стену ведут покрашенные в желтый цвет (на фоне белой стены) Святые Врата, построенные в XIX веке, когда никакой практической необходимости защиты монастыря от внешних врагов уже не было. По часовой стрелке от Святых Ворот расположены Поваренная Башня (XVI век), Тайницкая Башня (XVII век), самая мощная во всей стене небеленая Сторожевая Башня (XVII век), Оружейная Башня (XVII век), Круглая Башня (XVI век) и когда-то бывшая проездной Георгиевская Башня (XVII век).
По одной из гипотез, в создании укреплений монастыря принимал участие Федор Савельевич Конь. Никаких документальных подтверждений его связи с Боровском не существует.